“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Сретение Господне

«….Веселися и ты, старче
праведный, приемый во объятия
Свободителя душ наших,
 дарующаго нам воскресение».

Умилительная, волнующая картина предстает сегодня нашему умственному взору. Глубокий старец Симеон, которому чудесно было обещано, что он не узрит смерти, пока не увидит своими очами Христа Спасителя, по особому зову Божию приходит в храм и встречает принесенного сюда Божественного Младенца. Охваченный небесной радостью благочестивый старец трепещущими руками берет Богомладенца, некоторое время молчит, пораженный исполнением давно желаемого и ожидаемого события, затем всем верующим сердцем благодарит Бога и прощается с земной жизнью: теперь-то, Господи, служитель Твой может спокойно оставить сей мир, ибо он встретил, увидел самого Спасителя, Которого Ты послал в мир для избавления человечества от греховного мрака. Рядом со старцем Симеоном стоят Пресвятая Дева и праведный Иосиф. Здесь же присутствует и великая молитвенница и постница пророчица Анна. Радостные очи всех устремлены на Спасителя. На Нем все их внимание, в Нем вся их любовь и надежда. Поистине велико было блаженство этих душ!

Да и сегодня, спустя две тысячи лет, когда мы взираем на икону Сретения Господня, представляем, как счастливы были те люди, которые жили во времена земного служения Христа Спасителя, могли видеть Его, слушать, вопрошать, осязать и следовать за Ним, куда бы Он ни пошел! Но этого блаженства пребывания со Христом не лишены и мы с вами. Возносясь на небо, Господь наш Иисус Христос дал обещание: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). А слова Спасителя непреложны, т.е. вечны. И сегодня Господь Христос здесь, с нами, среди нас, по слову апостольскому, близ «…единого коегождо нас» (Деян. 17:27). И мы тоже можем Его сретать, т.е. встречать в своей жизни, и при чем не однажды – как старец Симеон перед кончиной, – а многократно, сколько потребуется нашей душе. Мы можем даже принимать Его к себе и в себя.

И вот встречи эти реальны прежде всего в результате молитвы. «Близ (бо) Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине», – восклицает псалмопевец Давид (Пс.144:18). А «во истине» призывают Бога те, которые стоят на молитве со вниманием, благоговением и духовным трепетом, постоянно чувствуя свою духовную нищету и немощь, твердо решая исправить свою жизнь, стремясь вместить в свое сердце всех людей любовью. Истинно христианская молитва – это смиренное обращение твари к Творцу, всецелое возношение ума и сердца к Богу. Это златая связь, соединяющая человека с Богом, низводящая Небо в душу. Небо, водворяющее в сердце Саму Пресвятую Троицу, по Божественному слову:« Мы (Троица) к нему (человеку) Приидем и обитель у него Сотворим» (Ин.14: 23). Именно после такой молитвы и бывает тепло и легко человеку – потому что душа его не только встретилась с Богом, но и соединилась с Ним в храмине своего тела.

Важнейшим местом молитвы служит православный храм. Он является преимущественным местом наших встреч с Господом и с горним миром. Поэтому храм и называют еще и домом Божиим, так как Бог имеет в храме «особенное присутствие, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими, и являемое иногда в особых знамениях» (Свт. Митрополит Филарет. Пространный христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви). Многочисленные молитвы, песнопения, таинства и обряды, совершаемые в храме, – это те священные действия, через которые верующая душа получает обильные дары небесной благодати (силы), ощущает прикосновение к себе любящей всемогущей руки Божией. В православном храме со святых икон на нас взирают: Сам Спаситель, Божия Матерь, сонмы угодников Божиих. Как отмечает праведный Иоанн Кронштадский : «Очи Владыки в храме Божием обращены на каждого из нас, … можно ли требовать большей близости? Самое сердце Владыки обращено к нам. … Иногда стоишь с человеком лицом к лицу и беседуешь с ним, а сердце его не обращено к тебе, занято чем-то другим; а тут сердце Божие – все к тебе обращено, вся любовь его, вся благодать, все щедроты Его готовы от Него на тебя излиться по вере твоей» (Свт. Митрополит Филарет. Пространный христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви). Нам грешным дается возможность в храме не только видеть Господа, слышать Его слова, поклониться Ему, но и принять Его в себя, вступить с Ним в теснейшее единство через вкушение Его Пречистого Тела и Честной Крови в таинстве св. Причащения. Те же, кто должным образом причащается св. Тайн, имеют в себе «живот вечный» (Ин.6:54), т.е. не умрут вечной смертью. Вот почему было и есть немало подвижников Церкви Христовой, которые большую часть жизни проводили в храме на молитве.

Отсюда, путь для встреч с Богом ясен: нужно чаще ходить в храм Божий, ходить, пока есть возможность и силы. Придя в храм, нужно быть внимательным ко всему совершаемому в нем: чтению, пению, наставлению. Нужно учиться молиться усердно. Особенно надо стараться как можно чаще причащаться св. Тайн Христовых. Великий отец Церкви 4-го столетия: свт. Иоанн Златоуст советует причащаться на каждой литургии, если ты не относишься к числу кающихся.

Встретить Господа мы можем так же не только в храме, но и на других путях нашей земной жизни : в наших ближних, через дела любви к ним, в терпеливом перенесении скорбей, в моменты сокрушения и раскаяния во грехах, а так же в день последней и неизбежной для всех нас встречи с Господом, которая будет после нашей кончины. В тот день Небесный Судия спросит каждого из нас: накормили ли мы голодного, напоили ли жаждущего, приняли ли странника в дом свой, дали ли одежду нагому, проявили ли братское участие в горе или несчастии ближнего. «Понеже, – говорит Господь наш Иисус Христос, – не сотвористе единому сих братий Моих меньших, ни Мне сотворите» (Мф.25:35–40). Что мы сможем тогда ответить Спасителю, если в душе нашей будет мало добра? Скажем ли мы, что не знали пути истины? – Но этот путь указан нам: в св. Евангелии, в посланиях апостольских, в учении св. отцов; будем ли оправдываться, что мы были слабы? – но мы всегда могли обратиться к Церкви, к преподаваемым ею св. таинствам и получить необходимые силы для благочестивой жизни… Святитель Феофан Затворник советует нам : «Желаете встретить Господа – поревнуйте о чистоте... Чистота есть бесстрастие. Путь (же) к бесстрастию – исполнение заповедей Господних... Поревнуйте исполнить заповеди, и вступите в область чистоты (святости), и (тогда) встретите Господа, - Который недалече от каждого из нас. Не подумай кто, что для этого надо делать большие какие-то перемены в жизни, или изобретать особые пути. Нет, в каком звании кто призван – в том да пребывает. На всех путях встречается Господь... Только всякий твори свое дело как следует... Если ты, например, семейный – живи как хороший семьянин, как порядочный гражданин, как верный сын Церкви... и освятит тя Христос, и возблаговолит быть принятым в объятия сердца твоего как в объятия праведного Симеона».

Будем же и мы, по образцу праведных людей стремиться к тому, чтобы в нашей временной жизни было как можно больше встреч с нашим Спасителем, чтобы во время последней с Ним встречи в День Судный мы сподобились услышать обращенный к нам Его Божественный глас: «Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф.25:34).