“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

№ 26. О литургии ч.2

Литургия оглашенных

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных, потому что к слушанию ее, кроме крещеных и допускаемых к причащению, могут прибегать и оглашенные, то есть готовящиеся ко крещению, а также и кающиеся, не допускаемые к причащению. Она начинается отнятием завесы от царских врат и, после тайных молитв священнослужителей, испрошением со стороны диакона благословения у священника начать службу. Оканчивается же повелением оглашенным выйти из церкви.

В этой части Божественной литургии в псалмопениях, чтении священных книг, молитвах и обрядах воспоминаются события от Рождества Спасителя до Его Страданий или до последних дней Его земной жизни.

Например, в молитве «Единородный Сыне и Слове Божий» верующим напоминается то время, когда Бог Отец на Иордане засвидетельствовал о крестившемся Господе нашем Иисусе Христе «Сей есть Сын Мой Возлюбленный».

В пении блаженств евангельских (Матф. 5, 3-12) указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь смирение духа (духовную нищету), сокрушаться о своих грехах, быть кротким (незлобивым), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце, быть милосердым к ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым во всех испытаниях, готовым перенести поношение, изгнание («ижденут») и смерть за Христа, т. е. быть исповедником Его, за каковой подвиг ожидает великая награда («мзда») на небесах. В конце «блаженств» священник берет с престола Святое Евангелие, передает его диакону и выходит, в его предшествии, северными дверями на амвон. Этот выход священнослужителей называется малым входом, в отличие от следующего великого входа, и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь, приближение Его к людям. Свеча перед Евангелием на малом входе не только означает, что Евангельское учение есть благодатный свет для людей, но и символизирует святого пророка предтечу и крестителя Господня Иоанна, его проповедь перед пришествием Спасителя.

По окончании "трисвятого" читается очередное апостольское чтение из книги Деяний святых апостолов, семи соборных апостольских посланий и четырнадцати посланий святого апостола Павла - по особому указателю. К внимательному чтению апостола верующие приготовляются возгласами: «Вонмем» (будем внимать!) «Мир всем! Премудрость!» и пением прокимна - особого краткого стиха (переменяемого). Во время чтения апостола совершается каждение в знак той благодати Святого Духа, с которою апостолы проповедали всему миру учение Иисуса Христа. На каждение, а также и на возглас священника: «мир всем!» нужно отвечать простым поклоном (без крестного знамения).

Затем поется «аллилуиа» три раза с произношением особых стихов и читается очередное Евангелие (также по особому указателю), предваряемое и сопровождаемое пением радостной песни: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!», так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, как благовестие (евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Апостол и Евангелие должны быть выслушаны с особенным вниманием, с приклоненной главою.

Хорошо делают те, кто предварительно знакомятся с этими чтениями дома. Перед началом чтения Апостола и Евангелия следует перекреститься, а по окончании - совершить крестное знамение, с поклоном, троекратно.

«Тому, кто созерцает богослужение, открывается и доступ к духовной реальности, которая есть Христос» 

(святитель Симеон Солунский)

После Евангелия следуют ектении: сугубая, заупокойная и об оглашенных. Святая Церковь, приобщив молящихся к Божественной мудрости через чтение Слова Божия, побуждает их к особому молитвенному прошению.

Святитель Иоанн Златоуст в беседе на первое Послание апостола Павла к Коринфянам упоминает о древности церковного обычая после Евангелия перед Евхаристией совершать молитвы и об усопших: "Да не обленимся помогать отшедшим и приносить за них молитвы, ибо предлежит общая для всего мира Очистительная Жертва... Не напрасно установлено апостолами, чтобы при Страшных тайнах мы поминали отшедших: от этого бывает им немалое приобретение, многая польза".

«Духовные песни обладают великой пользой, назиданием и освящением, и служат руководством ко всякой добродетели, потому что слова их очищают душу и Дух Святой скоро нисходит на человека, поющего эти песни»

Святитель Иоанн Златоуст