“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

№ 27. О литургии ч.3

Литургия верных

Третья часть литургии, за которой совершается таинство причащения, называется литургией верных, потому что на ней могут присутствовать только верные, т. е. крещеные. Ее можно подразделить на следующие части: перенесение честных Даров с жертвенника на престол; приготовление верующих к освящению Даров; освящение (пресуществление) Даров; приготовление верующих к причащению; причащение и, благодарение за причащение и отпуст.

Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они теперь оставили всякую мысль о житейском, представляя себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на Небе, и как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь - хвалу Богу. Перед Херувимской песнью открываются царские врата, диакон совершает каждение, а священник в тайной молитве просит Господа очистить его душу и сердце и силою Святого Духа удостоить его принести Богу приготовленные Дары. Затем священник с диаконом вполголоса трижды произносят Херувимскую песнь и оба отходят к жертвеннику для перенесения честных Даров с жертвенника на престол.

За следующим возгласом: «Двери, двери!, премудростию вонмем!» поется (или читается) Символ веры, в котором кратко, но исчерпывающе точно, излагается наша вера во Святую Троицу и другие главные истины Православной Церкви.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии!

«Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» - обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить "святое возношение" или жертву, т. е. совершать Святое Таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением.

Совершение Святого Таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника: «Благодарим Господа!» Верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и нераздельней». Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристическою (благодарственною), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарит Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа - Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы. В эти великие и святые минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник делает земной поклон перед Святыми Дарами, как перед Самим Царем и Богом. Это самый важный момент Литургии.

Затем произносится еще одна просительная ектения и поется молитва Господня - «Отче наш».

Следует причащение священнослужителей в алтаре. Священник раздробляет Святый Агнец на четыре части, причащается сам и преподает Святые Тайны диакону. Части для причащения мирян, по причащении священнослужителей, опускаются в потир.

«Священниковы только уста, произносящие освятительную молитву, и рука, благословляющая дары... Действующая же сила от Господа исходит» 

(святитель Феофан Затворник)

Открываются царские врата для причащения верующих мирян, и диакон произносит «Со страхом Божиим и верою приступите». Открытие царских врат в это время напоминает открытие гроба Спасителя, а вынос Святых Даров - явление Иисуса Христа по воскресении. Совершенно недопустимо при этом стеснение других и желание в числе первых причаститься; каждый должен помнить, что он первый есть только грешник.

Крестообразно сложивши руки на груди, подходят причащающиеся ко святой Чаше. Святитель Феофан Затворник писал: «Замечу здесь, что плодов от Святого Причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться - и увидите плоды от сего Таинства утешительные». По причащении верующие принимают теплоту, т. е. церковное вино, смешанное с водою, чтобы не осталась во рту хотя малейшая частица Святых Даров. По причащении мирян, священник опускает в святую Чашу все частицы, которые были вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвою, чтобы Господь Своею Кровью и молитвами святых очистил грехи всех, за кого были вынуты частицы.

Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне крестных Его страданий (Мф. 26, 26-29; Мк. 14,22-25; Лк. 22, 19-21;1 Кор. 11, 23-26). Апостолы совершали Святое Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа, соединяя его со чтением Священного Писания, пением псалмов и молитв.

«Честная Кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в Духе»

Святитель Кирилл Александрийский