“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

№ 23. О святом хлебе

Хлеб является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для существования. В богослужениях Православной Церкви использование хлеба имеет символическое значение. Центральной частью Литургии является претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Помимо Евхаристического Хлеба Православная Церковь различает несколько видов хлеба освященного.

Просфора (приношение - греч.) - богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства Евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых. Просфоры в Православной Церкви, по примеру первых христиан, пекут из квасного теста, состоящего из лучшей пшеничной муки, без всякой примеси, замешенной на чистой воде с добавлением соли, закваски из дрожжей и святой воды. Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста С и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НІ КА (по-гречески «победа») или образ какого-либо святого. Просфора состоит из двух частей в ознаменование двух естеств Иисуса Христа - Божественного и человеческого. Вместе с тем, нижняя часть просфоры соответствует земному (телесному) началу в человеке, а верхняя часть с печатью - духовному. Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе; в знак того, что человек сотворен для вечной жизни. Получить просфору можно за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица.

«Когда человек употребляет просфору и святую воду тогда не приолижается к нему нечистый дух, буша и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту и ко всякой добродетели»

(затворник Георгий Задонский)

Обрезанные части агничной просфоры называются антидором (вместо дара - греч.). В конце литургии молящимся раздается антидор - маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец.

«Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их» 

(святой Симеон Солунский)

Артос (квасной хлеб - греч.) - хлеб, освящаемый в Пасхаль-ную ночь. Слово артос означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. И теперь освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Пасхальной седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при отпусте раздается прихожанам как святыня. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное лекретво от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!». По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года, от Пасхи к Пасхе.

И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой, аккуратно и благоговейно так, чтобы крошки не упали на пол и не были попираемы ногами. Хранить святой хлеб нужно рядом с иконами. Если вдруг по какой-то причине он оказался испортившимся, его следует сжечь или отнести для этого в церковь.

Существует также и ещё один вид освященного хлеба - тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне воскресных дней и больших праздников. Такая традиция основана на том, что ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб существенно сократилась, этот обычай остался.

Молитва на принятие просфоры и святой воды:

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих.

Аминь.