“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

№ 7. О терпении и перенесении скорбей и болезней

Скорби — это внешние искушения, тяжелые, неприятные для души переживания, приходящие к человеку извне по Божиему промыслу для испытания веры и для духовного совершенствования. Их причинами могут стать болезни, материальная нужда, обиды, раздоры и многое другое.

«Нет скорбей - нет и спасения», — говорил прп. Серафим Саровский.

«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие»

(Деян. 14, 22)

Святые отцы учат, что всё, происходящее в мире, происходит по промыслу Божиему, при этом промысл Божий действует как благоизволение и как попущение. По благоизволению Божиему происходит то, что бесспорно - добро. По попущению же - то, что не является бесспорно добром, но спасительное и вразумляющее для человека.

Всеведущий Господь и без испытаний знает самые сокровенные уголки нашего сердца, но мы не видим их. Искушение Бог допускает для того, чтобы мы сами увидели свои недостатки и слабости, и, увидев их, начали с ними бороться. Страдания посылаются как средство, противодействующее тому вреду, который приносится душе нашей грехом и наличием в ней страстей и пристрастий.

«Ничто так не отгоняет беспечность и рассеянность, как скорбь и печаль; они сосредоточивают душу и обращают ее к самой себе»

(Святитель Иоанн Златоуст)

Одна чистота сердца, без испытания ее прочности, не имест полной ценности. Вот почему в мире допущены Богом соблазны.

Преподобный Амвросий Оптинский говорит, что наши скорби «вырастают» из страстей нашего сердца и потому у каждого они свои, необходимые именно ему: креста для человека (т. е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как не тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.

По словам свт. Иоанна Златоустого, для христианина имеется три степени для спасения:

  • не грешить;
  • согрешивши, каяться;
  • кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

А кто может сказать, что он кается достаточно усердно?...

Если же нет силы нести деятельное, глубокое покаяние, то надо в смирении принимать посылаемые страдания и благодарить за них как за милость, как за признак заботы о нас Бога.

«Путь тесный поднимает с земли, выводит из омрачения суетой, возводит на Небо, возводит в рай, возводит к Богу, ставит перед Лицом Его в незаходимый свет для вечного блаженства»

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Как говорил старец Арсений Афонский, нужно благодарить Бога за то, что мы на добром пути: болезнь наша - великий дар Божий; денно и нощно за сие и за все хвалить и благодарить - и спасена будет душа наша.

В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. 

(Ин. 16, 33).

Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

(Рим. 5, 3-6).