“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

№ 24. О колокольном звоне

Церковный звон является равноценным храмовым священнодействием - им, как правило, начинается и заканчивается богослужение. Воздействуя на наш слух и внутреннее состояние, он пробуждает от духовного сна, очищает наши души, напоминая нам о нашем Господе и Его Суде, скоротечности жизни на земле и жизни вечной на Небесах.

Изначально выполняя сигнальную функцию, церковный звон постепенно стал использоваться для указания не только начала и конца, но и важнейших частей богослужения, выражать радость, грусть и торжество празднуемых событий. Отсюда появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и предназначение.

Различают четыре вида канонических звонов, которые отдельно или в комбинации составляют всё разнообразие православного звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон. Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения.

Благовест осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов, которые, в зависимости от вида богослужения и по каким дням происходит звон, имеют свои названия: праздничный (торжественный), полиелейный, воскресный, простодневный (будничный) и малый (постный). При этом нужно заметить, что каждая часть богослужения имеет свое предназначение и объяснение, например: «полиелей» происходит от сочетания двух греческих слов: «лодй,» - многий и «ЕлЕоф» - милость, или «вЛаа» - олива, маслина. Таким образом, слово это обозначает или многомилостивое, потому что в его псалмах (134 и 135) много раз повторяется слово «милость»; или же намекает о большом количестве елея, потому что во время этих псалмов возжигаются везде по храму свечи и елей.

Перебор является погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует жизнь человека от его рождения и до смерти. Перебор осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол от самого малого до самого большого, а после этого следует аккорд во все или максимально возможное количество колоколов или бил (так называемый удар «во вся»), что символизирует обрыв жизни.

Перезвон представляет собой печально торжественный звон поочередно в каждый колокол или било (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого, и символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.

Трезвон - это звон во все колокола. Он выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов, каждая из которых имеет свою партию.

Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвещает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом.

Колокола - символ христианского благовеста. Когда слышится колокольный звон церквей, редкий христианин не испытывает молитвенного чувства к Богу. Вся жизнь православного человека проходила под колокольный звон. Под него он рождался, рос, молился, с ним работал, веселился, растил детей, под колокольный звон упокоевался на погосте. Колокола называют - Патриархами земли русской. И это справедливо. Колокольные звоны - духовные самоцветы народа, это голос Родины, народа, Православной церкви, это подлинно духовное творчество.

«Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь днем и ночью, и большею частью с высоты при храмах Божиих, колокольный звон сам собою напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанные через ветхозаветного пророка Исаию: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни онем, ни ночью...., напоминая о Господе» 

(Ис.62:6)» (прот. Серафим Слободской)